Юридическая компания «Закон»

(098) 002-40-32

zakaz

Утилизационный сбор в Украине абсурд или необходимость?!

4 июля 2013 года в нашей стране Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О утилизации транспортных средств». Ст. 2 этого закона закрепил, что на осуществление утилизации транспортных средств имеют право субъекты хозяйственной деятельности, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке та осуществляют следующее виды деятельности:

— прием транспортных средств на утилизацию;

— и/или разборка транспортных средств, что утилизируются с четким соблюдением требований законодательства об отходах.

В связи с принятием вышеуказанного закона также был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об уплате экологического налога на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и усовершенствование некоторых налоговых норм», которым были внесены изменения в VIII раздел Налогового кодекса Украины – был введен новый экологический налог за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Следуя действующим нормам налогового законодательства налогоплательщиками снятых с эксплуатации транспортных средств являются субъекты, которые:

—  ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства и / или кузова к ним в таможенном режиме импорта;

— производят транспортные средства на таможенной территории Украины для дальнейшей их продажи на внутреннем рынке Украины;

— покупают транспортные средства у субъектов, которые не являются плательщиками этого налога согласно действующему законодательству Украины.

Значит, фактически, этот налог будет оплачиваться не при самой утилизации транспортного средства, а еще при его ввозе, приобретении или продаже, когда в дальнейшем они (транспортные средства) будут подлежать утилизации.

Согласно изменений в украинском законодательстве ставка налога по утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств определена Налоговым кодексом Украины в зависимости от классификации транспортного средства по коду товарной позиции. Итак, ст. 246-1  Налогового кодекса Украины указывает, что  для легковых автомобилей снятых с эксплуатации ставка налога составляет 5500 гривен, для пассажирских, грузовых автомобилей и для специальной техники – 11000 гривен. Итоговая же сумма утилизационного сбора будет зависеть от специального коэффициента, с которым также можно ознакомиться при помощи Налогового кодекса Украины. В итоге стоимость автотранспортных средств в разы поднимется.

Следует отметить, что некоторые субъекты освобождены от уплаты экологического налога на утилизацию. Так, от уплаты этого налога  освобождаются национальные производители транспортных средств, которые взяли обязательство на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, которые они выпускают, а также импортеры. Это значит, что если произведенные транспортные средства экспортируются из нашей страны, то плата за так называемый «эконалог» не взимается. Законодательство гласит, что привилегиями также смогут пользоваться те субъекты, которые будут приобретать транспортные средства на территории Украины, зарегистрированные до первого сентября 2013 года.

Что касается украинских производителей с полным циклом производства, которые берут на себя заботы по утилизации и освобождаются от обложения эконалогом, то отметим, что по нашему мнению, ситуация обстоит не так позитивно, как «выложено на бумаге». Как сообщает Korrespondent.net в Украине среди легковых авто этому критерию соответствуют Запорожский автозавод Богдан, Еврокар и Кременчугский автосборочный завод. Но каждому украинскому жителю известно, что, к сожалению, качество украинской автопромышленности сильно отстает, например, от европейской. И если уж мы затронули тему европейского производства транспортных средств, то нельзя не сказать о том, что в западно-европейских странах тоже взимается налог на утилизацию транспортных средств, но ставка его значительно ниже украинской .

Помимо этого, Налоговый кодекс Украины в ст. 240. 6 еще ряд льгот, в том числе для импортеров транспортных средств, но к коммерции и обычным отношениям продавец-покупатель это почти не имеет никакого отношения.

Позитивной стороной этой процедуры является лишь то, что когда право собственности на транспортное средство, с которого уже уплачен налог за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, переходит новому владельцу, предыдущий владелец обязан передать новому справку об уплате эконалога за утилизацию или справку об освобождении от уплаты этого налога. Заметим, что формы справок об уплате налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и об освобождении от уплаты этого налога установлены Кабинетом Министров Украины и являются документами строгой отчетности, что утрудняет их подделку.

Украина онлайн